Кофе и философия
Дата обновления статьи 31.08.2023 год.
Кто из ценителей кофе уютно устроившись в кресле, находясь в любимом кафе или наблюдая вид из окна не задумывался иной раз о вечных вопросах тревожащих человечество? Да пожалуй нет таких. Homo sapiens единственное живое существо на земле осознающее неизбежность собственной смерти[1, с. 27]. Можно ли оставаться равнодушным в такой ситуации к вопросам мироздания, когда выдаётся свободная минута побыть наедине с собой, насладиться любимым напитком и предаться размышлениям? Отнюдь!
Кофе и Гегель
Георг Вильгельм Фридрих Гегель, один из величайших немецких философов, был заядлым любителем кофе. В 1807 году он находился в Бамберге, где возглавлял одну из газет. Жизнь в провинциальном городе не во всём устраивала гениального мыслителя, особенно претило ему отсутствие хорошего кофе. В письме своему другу Нитхаммеру 13 октября он просит помощи:
«Я нахожу, что должен вкладывать в свой труд больше души, и в этой связи обращаюсь к Вам с просьбой помочь мне. Для этого мне кажется очень подходящим кофейная мельница Румфорда, и поскольку её изготовляют в Мюнхене, я хотел бы попросить Вас или милейшую госпожу о любезности заказать мне одну и переслать вместе с счётом. Это сооружение значительно повысит мой жизненный тонус и украсит моё существование, я же буду очень Вам признателен за заботу обо мне» [2, с. 282].
Такая внимательность к напитку не была мимолётной жалобой. Семь лет спустя, уже находясь в Нюрнберге на посту директора гимназии, Гегель пишет Нитхаммеру 29 апреля 1814 года:
«Из тех благодатных потоков, которые должны следовать за великими событиями, как ливень за грозой, уже течёт для нас из кофейника крепкий и вкусный коричневый ручеек кофе, поскольку мы не обязаны уже тянуть суррогатное пойло и на референтские доходы можем приобретать себе настоящий яванский кофе, пусть бог и добрые друзья подольше сохранят его для нас…»[2, с. 344].
Ещё одним свидетельством неравнодушия философа к кофе является его письмо к жене из Касселя 18 сентября 1822 года: «Очень приятно гулять здесь – в конце красивая водная гладь, с плакучими ивами на берегу, тут и там скамейки, есть и дом, где можно на вольном воздухе пить кофе, то есть цикорную бурду; уже много дней я пил её, а не кофе – вся брауншвейгская земля залита потоками этого суррогата» [2, с. 425].
Кофе и Ницше
Гений немецкой философии Фридрих Ницше совместил в себе любовь и к Гегелю, и к кофе. 20 сентября 1865 года он писал своему другу Герману Мушаке в Берлин:
«С кофе я поглощаю немного гегелевской философии, а если плохой аппетит, то принимаю «штраусовские» пилюли» [3, с. 11]. И здесь снова мы не ограничиваемся праздным упоминанием.
В начале февраля 1868 года философ пишет другому своему другу Эрвину Роде в Киль:
«Я понимаю теперь великий настрой тех моментов субботнего дня, когда впервые прозвучали уютные слова πάντα λίαν καλά (всё прекрасно – прим. автора статьи), когда были изобретены кофе и трубка и в жизнь вступил первый оптимист» [3, с. 50].
Поразительно, но спустя 66 лет после Гегеля Ницше оказывается в Бамберге, где он также поднимает кофейную тему:
«Я уснул, проснулся в Бамберге, выпил кофе и снова почувствовал себя человеком» [3, с. 101].
Знал бы он, как страдал от отсутствия хорошего кофе в этих краях его коллега более чем полвека назад.
Кофе и марксисты
Не чужд был кофе классикам марксизма-ленинизма. Энгельс, пытаясь найти квартиру Марксу и привести финансовые дела в порядок, непременно в ежемесячные расходы включал кофе:
«Кофе после обеда на берегу, крайне необходимо, 2 чашки» [4, с. 30]. Владимир Ильич Ленин с Надеждой Константиновной Крупской, находясь в довольно бедственном денежном положении в эмиграции, также не могли отказать себе в кофе. В 1916 году вождь пишет письмо товарищу по партии Харитонову М.М. с просьбой прояснить финансовую ситуацию в Цюрихе, где находилась богатая библиотека:
«2) Помогут ли местные товарищи устроиться нам вдвоём дешёво и сколько будет стоить
3) комната (на двоих, хотя бы с одной кроватью) в неделю? Самая дешёвая, в рабочей семье желательно?
4) Обед в столовке, буде такая есть (здесь платим 65 сантимов в студенческой)
5) Morgenkafee (утренний завтрак – прим. автора статьи) и кофе вечером, ибо своим хозяйством в Цюрихе мы не можем, конечно, устроиться?» [5, с. 178]. Ленин был готов жить в рабочей семье, питаться в столовой, но не отказаться от кофе.
Делает ли кофе из нас великих мыслителей? Конечно нет. Но вполне в наших силах превратить обычное употребление напитка в философский ритуал, посвящая хотя бы несколько минут в жизни ежедневному размышлению о вечном. Ведь именно тогда кофе действительно перестаёт быть просто кофе. Ну а всем брюзгам, не понимающим таких пристрастий, мы можем смело сказать, что с нами компания великих философов.
Список литературы:
Сосновский Б.А. Психология: Учебник для педагогических вузов, М.: Высшее образование, 2008
Гегель Г. Работы разных лет. В двух томах Т. 2, М.: Мысль, 1971
Ницше Ф. Письма, М.: Культурная революция, 2007
Маркс К., Энгельс Ф. ПСС, т. 27, М.: Госполитиздат, 1962
Ленин В.И. ПСС, т. 49, М.: Политиздат, 1970.
Удачи!
P. S. По вопросам сотрудничества, вопросы и предложения, связь с администрацией сайта www.kofie.ru по электронной почте: kofesite@gmail.com
Добавить комментарий